1. Что было сотворено в первый день недели творения?
«И сказал Бог: да будет свет» (Быт. 1:3). «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт. 1:2). В первый день Бог наполнил Землю светом. Это не означает, что до этого времени свет вообще не существовал, потому что само присутствие Бога связано со светом (Пс. 103:2; Откр. 22:5). В тексте не говорится, что феномен света был впервые создан в этот момент, но что ранее темная Земля была освещена. Одним из возможных объяснений появления света является то, что Бог лично, физически пришел на Землю и осветил ее Своим светом. Если это так, то как она стала темной («был вечер») снова? Божье присутствие может принести или свет, или тьму, о чем свидетельствует опыт евреев в пустыне (Исх. 13:21). Возможно, вращение Земли привело к смене дня и ночи, как это происходит и сегодня.
Другое возможное объяснение появления света в первый день творения состоит в том, что Солнце и Солнечная система действительно существовали до недели творения, но свет был скрыт, поэтому поверхность Земли была темной. Землю того времени можно сравнить с Венерой, где толстый слой атмосферы не пропускает солнечный свет. В первый день атмосфера очистилась настолько, что свет смог достичь поверхности Земли. Еще одна гипотеза заключается в том, что свет мог исходить из другого источника, такого, как сверхновая звезда. Другая возможная интерпретация рассматривается в следующем разделе.
2. Что было создано в четвертый день недели творения?
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи…» (Быт. 1:14). Бог создал два великих светила, одно для управления днем, другое для управления ночью. Эти светила появились на четвертый день недели творения. Библейский текст не дает нам достаточно деталей, чтобы с уверенностью судить о том, когда эти светила были созданы. Они могли быть сотворены именно в этот день. Если это действительно так, то свет в первые три дня мог исходить от Божьего присутствия.
Если наша Солнечная система существовала до недели творения, как полагают некоторые креационисты, то, вероятно, Солнце не было видимым до четвёртого дня. Это можно объяснить следующим образом: плотные облака в атмосфере скрывали источник света, позволяя при этом рассеянному свету достигать поверхности земли. На четвертый день, возможно, атмосфера очистилась, а Солнце и Луна впервые стали видимы с поверхности Земли. Другое возможное объяснение заключается в том, что Солнце и Луна уже существовали до этого времени, но на четвертый день им было дано особое предназначение в отношении Земли
Фраза «и создал Бог… звезды» не означает того, что звезды были сотворены именно на четвертый день. Некоторые креационисты считают, что вся Вселенная, или, по крайней мере, ее видимая часть, была создана на четвертый день творения. Текст Писания допускает такое понимание. Слов «создал Бог» нет в оригинале, но они добавлены переводчиками, которые думали, что таким образом они верно передают мысль автора. Более правильным переводом еврейского текста являются слова «меньшее светило, а также звезды для управления ночью». Это может означать, что Луна была предназначена управлять ночью вместе со звездами, что подтверждается Пс. 135:7-9 стихами: «сотворил светила великие …луну и звезды – для управления ночью».
3. Почему последовательность дней творения не соответствует последовательности в летописи окаменелостей?
Согласно книге Бытие, последовательность творения была следующей: 1) семенные растения, включая плодоносящие деревья; 2) летающие существа (такие как птицы) и водоплавающие (такие как рыбы и водные млекопитающие, например, киты); 3) наземные существа (такие как рептилии, млекопитающие и люди). В летописи окаменелостей последовательность иная: 1) рыбы; 2) споровые семенные (не включая плодоносящие) растения; 3) наземные рептилии; 4) летающие рептилии; 5) наземные млекопитающие; 6) птицы; 7) плодоносящие растения; 8) водные млекопитающие; 9) люди. Летопись окаменелостей не соответствует последовательности творения, потому что летопись окаменелостей – это свидетельство о смерти, а не свидетельство о сотворении жизни. Более того, летопись ископаемых появилась после недели творения. Между днями творения не происходил процесс образования окаменелостей.
4. Могут ли дни творения в действительности представлять периоды в тысячу лет каждый, как сказано во 2 Петра 3:8?
Приравнивание каждого дня творения к тысяче лет не помогает объяснить библейский текст. Последовательность ископаемых не соответствует последовательности творения. Растительность создана до водных животных, но в летописи окаменелостей она появляется после них. Птицы созданы до наземных пресмыкающихся, но появляются после них в летописи ископаемых.
Если день в тысячу лет имеет один вечер и одно утро, то каждый вечер должен длиться примерно половину этого времени, или 500 лет. Растительность не могла бы выдержать 500 лет полного мрака. Если тысяча лет – это обычные года, то это не решит вопроса о предполагаемом возрасте окаменелостей, который составляет, как утверждается, миллионы лет. Любая попытка приравнять каждый день творения к тысяче лет ничего не дает для решения научных вопросов, но создает дополнительные текстовые и богословские проблемы.
5. Могут ли дни творения представлять собой неопределенные периоды времени?
В книге Бытие дни представлены от первого до седьмого и показаны как последовательность. Они состоят из «вечера и утра» - темного и светлого периодов. Описанный процесс творения – это сотворение по повелению Бога. Язык Библии ясно указывает на обычные дни.
Чтобы узнать, верно ли данное объяснение, нужно определить, есть ли упоминания о днях творения в других текстах Писания. Они есть. В книге Исх. 20:11 и Исх. 31:17 дни творения используются для обоснования соблюдения седьмого дня субботы. Суббота, как один из семи буквальных дней недели, подтверждает тот факт, что дни творения – это буквальные дни.
Интерпретация дней творения как семи неопределенных периодов времени усложняет понимание библейского текста. Последовательность событий в книге Бытие не соответствует геологической летописи. Если дни не считать буквальными, то последовательность событий не является точной, а процесс мгновенного сотворения по повелению Бога не происходил в действительности. Если книга Бытие неточно описывает последовательность событий или процесс творения, тогда бессмысленно пытаться понять значение семи периодов времени.
6. Действительно ли творение произошло 6000 лет назад?
Библия не дает нам дату творения. Она содержит хронологические и генеалогические данные, в соответствии с которыми можно предполагать (в зависимости от того, какой из древних вариантов Ветхого Завета используется), что творение произошло примерно 6000 – 7500 лет назад. Некоторые креационисты пришли к выводу, что библейские хронологические данные достаточно полны и творение произошло около 6000 лет назад. Другие креационисты, которые не считают, что библейские данные полны, готовы допустить больший промежуток времени от момента творения, если только это не влечет за собой изменения сути самого повествования о творении. Перемещение творения и Потопа на несколько тысяч лет назад не имело бы особого значения, но перенос этих событий на сотни тысяч или миллионы лет назад означал бы, что люди эволюционировали, что противоречит библейской вести. Поэтому библейские креационисты настаивают на том, что с момента сотворения, описанного в книге Бытие, прошли тысячи, а не миллионы лет.
7. Как Каин нашел себе жену, если до недели творения не было других людей?
У Адама и Евы было много детей обоих полов (Быт. 5:4). Имена дочерей редко упоминаются в Писании, но они у Адама и Евы были. Каин, несомненно, женился на сестре. У первых сотворенных людей не было никаких генетических проблем. С тех пор накопилось много вредных мутаций, поэтому стало крайне нежелательным заключение браков между братьями и сестрами, из-за высокой вероятности рождения генетически неполноценного потомства. Авраам, по-видимому, женился на сводной сестре (Быт. 20:12 ). Это подразумевает, что браки внутри семьи были социально приемлемыми во времена Авраама. Даже сегодня браки двоюродных братьев и сестер распространены во многих странах мира, хотя они связаны с повышенным риском врожденных дефектов у детей.
8. Представлены ли разные истории сотворения мира в первой и второй главах книги Бытие?
Некоторые считают, что в первой и во второй главах книги Бытие приводятся противоречивые описания истории творения, в то время как другие утверждают, что эти два повествования дополняют друг друга. Последнее объяснение предполагает, что неделя творения описана в Бытие 1, а её окончание приводится в Быт. 2:4 . Бытие 1 касается хронологии творения, а в Бытие 2 делается акцент на создании людей и их дома - Эдема. Первая глава книги Бытие представляет собой обобщенное описание творения, в то время как во второй главе изложено начало истории человечества, которому посвящена вся остальная часть книги. Тексты первой и второй глав книги Бытие могут казаться противоречивыми тем, кто хочет видеть их такими, но сами по себе они не содержат никакого противоречия.
9. Какие неразрешенные вопросы, касающиеся недели творения, представляют наибольший интерес?
Какие события произошли в первый и в четвертый дни недели творения? Когда были созданы вода и горные породы Земли?
Перевод с англ. Поповой Е. Ю.